Модельные времена

Модельные времена МВ (или Золотые Стандарты) широко используются в гребных сообществах для различных целей, таких как: 1) Определения тренировочной интенсивности, 2) Оценки результатов в различных классах лодок, 3) Отбора гребцов и команд, 4) Постановки целей для коротко- и долго-срочного развития гребцов, 5) Мотивации гребцов и тренеров для достижения наивысших стандартов.

Обычно, МВ разрабатываются Национальными Гребными Федерациями (НГФ). Поиск с помощью Google обнаружил лишь два открытых источника (Табл.1) из Австралии (1) и Канады (2), что означает – большинство НГФ держат свои МВ в секрете. Все опубликованные МВ – анонимны и методы их определения не представлены, поэтому, скорее всего, они субъективны, что создает следующие проблемы: невозможно обсуждать МВ, чтобы сделать их более точными и устранить разногласия между ними, что может привести к ошибкам в отборе команд. Обычно, МВ НГФ устанавливаются близкими или даже выше чем Лучшие Мировые Времена (ЛВМ), которые невозможно показать без очень «быстрых» погодных условий.

Пытаясь найти объективный метод разработки МВ, можно использовать два метода:

1. Статистический метод использует тренды скорости победителей мировых регат. Преимущества: Достаточно прост и очевиден, не требует биомеханических измерений. Недостатки: низкая надежность из-за влияния случайного фактора погодных условий.

2. Биомеханическое моделирование с использованием мощности гребли и коэффициентов сопротивления в различных классах лодок. Преимущества: Возможность моделировать скорость гребли при различных показателях мощность/вес гребца и в различных погодных условиях. Недостатки: Требует дополнительных сложных измерений, неопределенность реальной мощности гребли в гонке (обычно, доступен лишь результат на эргометре), а также влияния погоды.

Приводим описание механики обоих методов, чтобы каждый желающий смог сделать свои объективные МВ (напр., для юниоров, U23 и других категорий гребцов), а также наши BioRow МВ-2024 для элитных гребцов. Анализ трендов скорости по методу 1 состоит из двух шагов: 1) Фильтрация данных, 2) Выбор наиболее адекватного типа тренда.

1. Данные должны быть отфильтрованы для исключения выпадающих точек, в основном на медленной стороне, и диапазон должен быть правильно выбран. Напр., в W2x (Рис.1), фильтрация в диапазоне ±1.5SD с исключением всего одной самой медленной точки в 2016 (1) улучшает МВ на 9 с, с 6:49 до 6:40 и увеличивает надежность в 8% до 31%.

2. Должен быть выбран адекватный тип тренда, обычно это линейный или полиномиальный второй или третьей степени. Напр., в W2x, использование линейного и третьей степени трендов дает МВ2024 6:49 (Рис.1), а тренд второй степени дает 6:49. В М2х, линейный тренд дает МВ2024 6:03, второй степени – 6:06, а третьей – 5:57. Можно использовать следующее правило для более объективного выбора типа тренда: если два типа трендов дают близкое МВ (как в W2х выше), они должны использоваться для данного класса лодок, если все три тренда дают различные значения (как в М2х), должно использоваться значение посредине.

Биомеханическое моделирование по методу 2 основано на уравнении, связывающем модельную скорость V с мощностью гребли P и коэффициентов сопротивления DF для данного класса лодки и данной массы гребца(ов):

V = (P DF)1/3 (1)

Мощность гребли можно определить из известного результата на эргометре, но это не факт, что такая же мощность будет произведена в гонке на воде, особенно в крупных распашных лодках. Это ограничение метода. Коэффициенты сопротивления DF в различных классах были рассчитаны по базе данных BioRow (более 30 тыс. биомеханических измерений), обычно при попутном ветре. Два типа были определены (НБГ 2015/04): DFnet без учета КПД лопасти и лодки, и DFgross – отношение мощности гребли к кубу средней скорости, который используется здесь для простоты, как линейная функция средней массы гребца в лодке.

Табл.1 показывает, что большинство МВ НГФ установлены на уровне 99,8-99,8% от ЛВМ, а наши МВ BioRow дают среднюю скорость 98,6% (тренды) и 99,0% (модель) от ЛВМ, что ближе к реальным результатам победителей мировых регат. В некоторых лодках (M2-, W1x, W2x, W8+) времена по трендам и моделированию были очень близки. Другие классы имели слишком низкие (M1x, M4-) или высокие (W2-) МВ по трендам.

Надеемся, разработка модельных времен станет более открытой и объективной в будущем, дополненная усилиями со стороны ФИСА дать больше информации гребному сообществу о погодных условия на Мировых регатах, и возможно, о других показателях гребли.

Ссылки

1. Australian Gold Standard times. http://194.81.104.27/~brian/Rowing/TrainingPlans/GMPT.pdf

2. Rowing Canada prognostic times. https://rowingbc.ca/wp-content/uploads/2016/12/rowing_canada_prognostic_times_2015-_2016-1.pdf

©2020 Валерий Клешнев

  • Модельные времена

Теги: Модельные времена в гребле