Снова о критериях отбора

Мы уже обсуждали методы отбора ранее (НБГ 2013/06) и выяснили, что «честные отборочные заезды («гонки за места в экипаже») невозможны лишь в одной лодке. Они должны проводиться между двумя или бОльшим количеством лодок в одно время, так чтобы погода и утомление влияли на гребцов одинаково». Также, объективные «гонки за место» должны проводится без предварительного отбора постоянных членов экипажа, иначе, это будет сознательное или подсознательное голосование за того или иного партнера по команде. Заключение было такое: «Объективный отбор в крупные лодки должен проводиться по результатам в стандартной гонке на 2 км в мелких лодках (1х и 2-).»

Тем не менее, часто можно слышать такой встречный аргумент: «четыре самых быстрых двойки не всегда делают самую быструю восьмерку», или подобное утверждение про одиночки и четверку парную. Часто подобные мнения подтверждаются результатами отборочных заездов «за место», даже в их объективном формате, и было бы полезно обсудить почему это происходит. Здесь можно определить три типа факторов: биомеханические, физиологические и психологические.

Природа биомеханических факторов эффективности команды достаточно ясна: это хорошая синхронизация в команде и способность гребцов произвести максимальную возможную мощность, что может обратно зависеть от синхронизации. Поскольку массы гребцов связаны через подножку и корпус лодки, они должны двигаться синхронно, особенно при резких изменениях направления движений в захвате. Эта тема уже обсуждалась много раз (НБГ 2011/02, 2012/04, 2015/03, 2017/07) и мы не будем повторять детали, лишь обобщим, что плохая синхронизация уничтожает «эффект трамплина», увеличивает инерционные потери энергии и снижает общую мощность гребли, а следовательно – и скорость. Здесь мы сфокусируем внимание на другом аспекте: как можно ожидать хорошей синхронизации в случайно сформированных экипажах при «гонках за место»? Очевидно, что успешные команды крупных лодок создается многими километрами совместной гребли, иногда, это требует годы подготовки, чтобы выработать общий ритм и идеальную синхронизацию в команде. Почему мы требуем от гребца приспособиться к новой команде за считанные минуты?

Представьте очень простой пример (Рис.1): скажем, пять одиночников претендуют на место в четверке. Четыре из них (A,B,D,E) из одного региона, или от одного клуба/тренера/команды, поэтому у них похожий стиль гребли или даже опыт совместной гребли. Один спортсмен Е из этой группы – крупный и сильный на эргометре, но не быстрый в одиночке, скажем был где-то во втором финале на отборочной регате. Одиночник С в этой группе – не крупный, представляет небольшой клуб в другом регионе и имеет отличный от других гребцов стиль гребли, но он был успешен в отборочной регате, скажем, занял 3-е место в одиночке. Что получится, если мы «прогоняем за место» эту группу? Конечно, стиль гребца Е подойдет основной группе A-B-D намного лучше и четверка будет быстрее с ним, чем с гребцом С, который будет исключен из команды в этом случае. Означает ли это то, что эффективность техники гребца С недостаточна для отбора? Конечно нет, и свидетельство этому его хороший результат в одиночке, так что этот гребец должен иметь эффективную технику и высокое отношение мощности к весу. Какое может быть наилучшее решение в этом случае? Гребец С должен быть посажен на загребное место и его партнеры по четверке A-B-D должны быть обучены следовать его эффективному стилю. В результате, после некоторой совместной тренировки, такая четверка может быть намного быстрее, чем отобранная в «гонках за места» команда с гребцом Е.

Кроме того, гребцы имеют различные способности адаптировать свою технику и ритм в случайных комбинациях экипажей. Некоторые – очень гибки и могут это сделать за считанные минуты. Для других с менее подвижным двигательным контролем, для этого может потребоваться много часов и дней совместной гребли, но это совсем не означает, что они плохие гребцы: наоборот, они обычно более стабильны, и научившись чему-либо однажды, очень постоянны в поддержании своей техники в различных ситуациях.

В заключении по биомеханическим факторам, случайные «гонки за места» можно использовать лишь для отбора гребцов с похожим стилем и опытом совместной гребли, например, для выбора первой команды в клубе или школе/колледже/ВУЗе.

С точки зрения физиологии, хорошие одиночники должны иметь высокое отношение мощность/вес, поэтому, нет причин почему они не могут сформировать хороший экипаж крупной лодки. Были случаи, когда сборные из лучших одиночников мира в «Золотой восьмерке» (Рис.2) выигрывали у распашников - чемпионов в восьмерках.

Единственное сомнение – это то, что скорость движений быстрее в крупных лодках, поэтому гребцы с медленными мышечными волокнами могут быть успешны в мелких медленных лодках, но не столь эффективны в крупных. Однако, при разнице в скорости лишь в 15% и возможности ее корректировать с помощью изменения статической и динамической передачи весла (НБГ 2020/07), крайне маловероятно, что победители в мелких лодках не смогут адаптироваться к высокой скорости в крупных.

С точки зрения психологии, задачи совместимости характеров гребцов в команде должны решаться хорошим тренером. Известны примеры очень успешных экипажей, где гребцы не были наилучшими друзьями и конфликтовали между собой. Некоторые даже верят, что внутренний конфликт необходим для достижения наилучшего результата команды, но мы не будем обсуждать это здесь, поскольку данная область находится за пределами моей компетенции.

Что важно здесь – это различный уровень стресса в официальной регате и при «гонках за места». Все хорошие тренеры знают, что гребцы ведут себя по разному в тренировках и на соревнованиях:

Возвращаясь к предыдущему примеру, представьте, что одиночник С имеет сильный характер бойца, а Е – более слабую психику. Это может быть дополнительным фактором того, почему С показал лучший результат в отборочной регате при высоком стрессе, но «гонки за места» могут быть для него «скучны», возбуждение ниже и он выступает хуже. Наоборот, Е «провалился» на регате, но греб лучше в спокойной тренировочной обстановке в «гонках за места». Что получится, если спортсмен Е будет отобран и команда поедет на мировую регату? Очень вероятно, что гребец Е запаникует при высоком стрессе и четверка выступит неудачно, поэтому, спортсмен С будет наилучшим выбором также и с психологической точки зрения.

В моей работе, тренеры часто пытаются использовать данные биомеханических тестирований с целью отбора, и даже спрашивают меня, какой гребец предпочтительнее для команды. Я всегда чувствую себя очень некомфортно в этой ситуации, поскольку вижу свою роль в том, чтобы помочь каждому гребцу улучшить свою технику, и обычно напоминаю тренерам о важности других факторов выше. Часто, биомеханические тестирования совмещаются с «гонками за места», чтобы сделать их более информативными и объективными, но уровень психологического стресса при этом очень различен от официальных регат. Считаю, что данные биомеханики можно использовать для отбора очень ограниченно, например, для выбора между гребцами, результаты которых в мелких лодках очень близки.

Кроме вышеперечисленных, есть другой крайне важный фактор системы отбора – это мотивация многих других спортсменов в этом и даже в будущих поколениях, от чего зависит развитие всего вида спорта «гребля». Если установлены объективные критерии отбора, цели ясны для каждого: упорно тренируйся, бесстрашно борись на отборочной регате, и ты будешь в сборной команде. Такая система открывает дорогу сильным характерам, которые обычно не так легки в общении, и создает великих спортсменов, подлинных «звезд», которые двигают вперед развитие всего вида спорта. Наоборот, «субъективный» отбор в «гонках за места» предпочтителен для общительных спортсменов, некоторые постараются найти «обходные пути» через личные отношения с тренерами и товарищами по команде, но потенциальные «звезды» могут быть отброшены. Такая «субъективная» система может быть удобна для некоторых тренеров и руководителей, и создаст некоторый средний уровень результатов с несколькими медалями, но она никогда не сделает сверкающих «звезд», которые привлекают молодежь к нашему спорту и увеличивают его популярность.

Мое последнее соображение довольно философское, о природе спорта, как социального явления. Конкуренция во многих областях нашей жизни (искусство, музыка, мода, СМИ, политика и т.п.) более-менее субъективна, это «дело вкуса» для нас. Даже в бизнесе и экономике, хорошо известно, что менее конкурентоспособный по отношению цена/качество товар может быть успешен с помощью эффективного маркетинга и агрессивной рекламы. Хорошие работники могут потерять работу, отдаваемую их более общительным соперникам с «мягкими навыками» (soft skills). Думаю, что спорт остается единственным позитивным объективным видом конкуренции в наше время, и в этом – его реальная ценность для нас. Спорт служит своего рода моделью жизни с очень быстрым откликом: работа-соревнование-успех. В современном обществе, спорт – замена войны с ее негативным соревнованием, с уничтожением врага. Это делает спорт бесценным средством воспитания сильного характера молодых людей, их трудолюбия, отваги, самодостаточности и реальных командных навыков, но он должен быть объективным для достижения этих целей. Даже артистические виды спорта должны следовать этому правилу: несколько лет назад, фигурное катание имело проблемы с объективным судейством и было близко к исключению из Олимпийских игр, но они поменяли правила и теперь у них есть даже мировые рекорды! Поэтому, любой спорт должен быть объективен, если он становится субъективным, это уже не спорт, а что-то другое…

©2021 Валерий Клешнев

  • Снова о критериях отбора

Теги: Снова о критериях отбора