Тренды и прогноз скорости гребли
Сначала, несколько слов о терминологии. Обычно, гребцы и тренеры слишком сконцентрированы на движении лодки, и часто говорят: «скорость лодки», «что нам нужно делать, чтобы лодка шла быстрее?» и т.п. Поскольку масса гребца – наибольшая часть системы гребец-лодка, и наши биомеханические модели используют ее движение, как основной критерий эффективности, имеет смысл перенести акцент с лодки на гребца, или на греблю в целом. В самом деле, в других видах спорта, никто не говорит «скорость велосипеда», или «скорость лыжи/конька», или «как мне сделать скорость моей беговой туфли быстрее?». Хотя, как и в гребле, в этих циклических видах спортсмен находится на инвентаре и взаимодействует со средой через него, говорят «скорость лыжника/конькобежца» или просто «скорость бега/езды на велосипеде». Фактически, средние скорости лодки и гребца равны в цикле гребка, и «скорость лодки» - это то же самое, что и «скорость гребца». Поэтому, в дальнейшем мы будем использовать лишь выражение «скорость гребли», кроме случаев, когда анализируется мгновенная скорость именно лодки, которая отличается от скорости гребца внутри цикла гребка.
Анализ долговременных отрезков данных позволяет выявить тренды: на протяжении ХХ столетия (Рис.1), средний рост скорости в 1х был 0.17% в год, а в М8+ 0.15% в год, что означает, в гонке на 2км, одиночки стали на 68с быстрее, а восьмерки – на 49 с быстрее за 100 лет. Сравнение с другими циклическими видами спорта с близким временем гонки показало, что в беге на 1500м скорость росла на 0.17% в год – точно как в М1х, а в плавании на 400м на 0.37% в год – в два раза быстрее, что может быть связано с более значительном прогрессе в технике и популярности вида спорта (НБГ 2005/12).
Анализ современных трендов скорости гребли после 1993 г (после главных изменений в Олимпийской программе) показывает, что рост замедляется по сравнению с предыдущим столетием: в М1х он стал более чем в пять раз медленнее (0.03% = 0.13с в год), а в M8+ - примерно вдвое ниже (0.09% = 0.3s).
Тренд средней скорости в 13 постоянных Олимпийских видах был немного выше нуля 0.06% в год, но лишь 6% вариации результатов можно объяснить достижениями спортсменов, а оставшиеся 94% зависят от погодных условий, поэтому «модельные» времена на основе этих трендов не будут надежными.
Для более достоверного определения трендов, данные были профильтрованы на основе средней скорости Vav в каждом классе и ее среднеквадратического отклонения SD. Было обнаружено, что наилучшие результаты дает метод с использованием точек данных лишь в пределах интервала Vav±2SD, что отбрасывает 1-2 самых медленных скорости и делает тренды более надежными (Табл.1). Этот метод подтвердил значительные различия между классами: наибольший прирост был обнаружен у W8+ 0.43с в год, а наименьший – у W4x 0.02с в год.
«Модельные» времена широко используются в практике гребли для оценки тренировочной и гоночной скорости, отбора экипажей и т.п. Часто для этой цели используются рекорды мира (WBT), но они достигались в чрезвычайно быстрых погодных условиях, и обычно, победители мировых регат показывают более медленные скорости. Несколько версий «модельных» времен были разработаны в различных странах, которые различаются в одном и том же классе и методы их расчета не приводятся, и поэтому, они выглядят достаточно субъективными. Таблица 1 представляет более-менее объективную версию «модельных» времен, рассчитанных по скоростям победителей мировых регат в каждом из 13 постоянных Олимпийских классов с 1993 по 2019 гг, отфильтрованным в диапазоне Vav±2SD. Тренды были экстраполированы до 2020 г и был получен прогноз результатов, которые составили от 97,1% до 99,0% от рекордов мира. Таким образом, эти «модельные» времена отражают реальные скорости в некоторых типичных погодных условиях и их развитие за последние 27 лет.
В заключение, случайный характер погодных условий и недостаток информации о ветре во время мировых регат делает тренды скорости гребли трудными для анализа. Можно лишь сказать с небольшой долей вероятности, что средняя скорость растет примерно на 0,06% в год, что означает среднее время гонки становится около 2 сек быстрее каждые 10 лет. Тренды различались в различных классах, а наибольший прирост был выявлен в W8+ (более 4 сек за 10 лет), что вероятно отражает возрастающую конкуренцию в этом классе, основанную на более широком участии женщин в гребле и улучшении комплектования сборных команд в этом классе.
©2019 Валерий Клешнев