Интерпретация профиля работы лопасти
Профиль работы лопасти весла является важной частью оценки мастерства гребца. Определение кривой работы весла можно найти в НБГ 2009/10 и 2017/08, а здесь мы дадим дополнительную информацию для лучшего понимания этого раздела.
Аналогично кривой усилий (НБГ 2018/03), реально измеренная работа лопасти сравнивается с модельной кривой (Рис.1, голубая линия), которая была разработана на базе данных лучших гребцов мира. Эти кривые можно интерпретировать, как траекторию движения центра лопасти относительно воду: ось Х представляет горизонтальный угол весла (в % от длины гребка), а ось Y – его вертикальный угол в градусах, где нуль – положение центра лопасти на уровне воды, т.е. когда лопасть наполовину погружена. Полное погружение лопасти происходит при -3о вертикального угла, который был выбран в качестве критерия для расчета промашки и сплывания.
На подготовке, вертикальный угол положительный, т.е., центр лопасти находится выше уровня воды (1). В идеале, раскрытая лопасть двигается горизонтально примерно на уровне +3о, а меньшие вертикальные углы (2) означают то, что лопасть может касаться воды, что создает потери скорости, особенно при высокой волне.
Перед захватом, лопасть обычно поднимается до 4-5о, чтобы создать запас для накрытия, не касаясь нижним краем воды. Вертикальные углы больше +5о означают «задирание» лопасти перед захватом (3) – чрезмерное ее поднимание (= ведение рукоятки слишком низко), что не позволяет выполнить быстрый эффективный захват.
После захвата, лопасть следует быстро погрузить в воду, а Промашка CS (4) показывает горизонтальное перемещение весла от захвата (где оно меняет направление движения) до точки, где лопасть полностью погружается (вертикальный угол становится ниже -3о). Модели CS составляют 6о в парной гребле и 9о – в распашной.
Быстрый вход лопасти в воду должен сочетаться с динамичным горизонтальным ускорением весла. Это – один из наиболее трудных разделов мастерства гребца, своего рода «искусство гребли». Если это выполняется «красиво», лопасть быстро достигает скорости лодки и, как будто, входит в стоячую воду, а не в движущуюся относительно лодки.
Визуально, хорошая работа лопасти в захвате выглядит, как V-образная комбинация переднего и заднего всплесков, при высоком темпе, или как отсутствие всплесков при низком (Рис.2,а). Если лопасть входит в воду слишком рано, или горизонтальное ускорение весла слишком медленно, можно видеть задний всплеск (Рис.2,b) – индикатор тормозящей силы и неэффективной работы лопасти в захвате. Промашка может быть ниже модельных величин в этом случае, но она должна оцениваться совместно с другими показателями. Лишь один передний всплеск (Рис.2,с) не так вреден, но показывает слишком медленный вход лопасти – длинный CS, что снижает продвигающий КПД весла.
Рис.3 показывает профили работы лопасти и кривые усилия, которые соответствуют Рис.2:
· Гребец a имеет Промашку CS 11o (несколько длиннее модели), но хороший Фактор Захвата CF -27мс, и активную “связку” (ускорение массы тела, связанное с ускорением рукоятки), и «красивую» кривую усилий.
· Гребец b погружает лопасть слишком рано, но без адекватного горизонтального ускорения весла (CS = 5o, CF = +2мс), поэтому на его кривой усилия имеется петля (НБГ 2018/03), т.е. лопасть создает тормозящую силу.
· Гребец c “промахивается мимо воды” в захвате: его лопасть погружается слишком медленно, а горизонтальное ускорение достаточно быстро (CS = 17o, CF = -45мс). У него нет тормозящей силы на лопасти и петли на кривой усилия, но усилия возрастают медленно.
На проводке, траектория лопасть должна быть как можно более горизонтальной на уровне примерно -6о вертикального угла (Рис.1,5). Эффективный Угол EA отражает часть общей длины гребка при полностью погруженной лопасти (вертикальный угол ниже -3о), модели здесь: 84% в парной гребле и 80% - в распашной. Короткий EA и слишком мелкое ведение лопасти (выше -3о) снижает КПД весла, поскольку ее верхняя кромка возвышается над уровнем воды, и лишь часть весла полезно работает. Слишком глубокое погружение менее вредно, не также и не полезно, поскольку оно отбирает время и силы гребца, и создает обратное движение оси весла и дополнительную силу сопротивления (НБГ 2015/08).
В конце проводки, лопасть должна оставаться в воде для поддержания ее продвигающего КПД, а затем – быстро извлечена. Сплывание RS (Рис.1,6) отражает горизонтальный угол перемещения весла от точки, где ее верхняя кромка показывается над уровнем воды (вертикальный угол становится выше -3о) до конца проводки, где весло меняет направление движения. Модельные величины для RS составляют 12о в парной гребле и 9о – в распашной.
©2018 Валерий Клешнев