Баланс лодки
Знаете ли Вы что: Оптимальная работа лопастей и крен лодки во время гребка зависят от двух факторов: настройки лодки (накрытие лопасти и высота уключины) и техники гребца. Комбинации этих факторов могут давать противоположные эффекты.
- Если лопасть слишком раскрыта, это создает вертикальную силу на лопасти вниз, которая стремится погрузить лопасть глубже в воду. Если гребец пытается держать лопасть на оптимальной глубине, он прикладывает нисходящую силу к рукоятке. Сумма этих сил дает силу вниз на уключине и "наклоняет" эту сторону вниз.
- Похожая механика в противоположном направлении работает при слишком накрытой лопасти: сила реакции лопасти имеет компонент вверх, и гребцу приходится тянуть рукоятку по восходящей, чтобы предотвратить "сплывание" лопасти, что поднимает эту сторону лодки.
- Если угол лопасти одинаков на обеих сторонах и гребцы прикладывают силы синхронно, вертикальные силы и лодка будут сбалансированы. Однако, если усилия не равны, лодка "упадет" на слабейшую сторону при слишком накрытых лопастях, и на сильную сторону – при слишком раскрытых.
- Гребцы могут намеренно использовать контролируемый крен лодки во время гребка, например, чтобы преодолеть асимметрию в парной гребле. Обычно это не снижает эффективность и скорость гребли.
Джеймс Ли из гребного клуба Веста в Лондоне, в прошлом – гребец Кембриджского университета, задает вопрос о балансе в двойке распашной: "Если, например, загребной потерял опору, вынул лопасть из воды и закончил гребок раньше, чем баковый, должна ли лодка "упасть" на загребную сторону? …Некоторые мои коллеги считают, что наоборот – если баковое весло еще находится в воде, оно работает, как "якорь" и заставляет лодку "упасть" на баковую сторону. Не могли бы Вы внести ясность в этот вопрос?"
Для ответа на вопрос Джеймса мы сравнили две двойки безрульные с различными характеристиками баланса. В двойке A гребец на баке снизил усилия раньше, чем загребной. Совпадение это или нет, но крен лодки был положительным, с поднятым загребным бортом – лодка наклонилась на бак, что подтверждает теорию Джеймса.
Баланс во время подготовки остается довольно спорным вопросом и обычно привлекает больше внимания. Было придумано много зрелищных упражнений для акробатического удержания баланса лодки. Хотя эти упражнения могут помочь новичкам и развлекать клубных гребцов, они совершенно бесполезны для спортсменов с биомеханической и практической точек зрения. Более того, акробатические упражнения могут создавать неправильные привычки, быть вредными для эффективности и скорости гребли и могут вызвать серьезные травмы. Довольно часто эти упражнения приводят к техническим ошибкам, когда гребцы пытаются удерживать баланс во время подготовки, изменяя свою осанку, например, "играя" коленями или наклоняясь туловищем из стороны в сторону. Это не позволяет поддерживать гоночный темп и расслаблять мышцы во время подготовки, что делает сильных и мощных гребцов неконкурентоспособными в малых лодках. Повторяющееся много раз искривление коленей и позвоночника приводит к травмам.
Фактически, есть только три фактора, влияющих на баланс лодки во время возврата:
- Симметричное, синхронное и чистое извлечение лопастей из воды в конце гребка задает баланс и играет ключевую роль.
- До тех пор, пока весла вращаются вокруг осей, на лодку действует значительный стабилизирующий гироскопический эффект, аналогичный колесам в велоспорте.
- Лодка будет идеально стабильной, если плоскость вращения весел не меняется во время подготовки, т.е. гребцы симметрично двигают рукоятки прямо горизонтально.
Крайне важно то, что стабильный баланс во время подготовки позволяет гребцам расслабить мышцы, обеспечить кровоток через них, доставить кислород и обеспечить высокую мощность во время проводки, что необходимо для высокой скорости и результативности гребли.
©2024 Валерий Клешнев
Теги: Баланс лодки, крен лодки